Контакты: (499) 7271005



 
Путеводитель по Москве 80-х √ Сокол и Ленинградское шоссе.

 

 

Перспективу Ленинградского проспекта замыкает гигантский кристалл со сверкающими стеклянными плоскостями института Гидропроект, который возвышается на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе. Это место в городе ≈ важнейший транспортный узел с напряженным ритмом движения. Шеренги машин, многоточье светофоров, мощные транспортные потоки, вливающиеся со всех примыкающих улиц. Застройка этой части города молода. Для зданий, возведенных в 50-х годах, еще характерен несколько архаичный перегруженный деталями декор. В более поздних постройках воплощена эстетика простых геометрических объемов.

Местность эта вошла в черту города лишь в советские годы, история ее уходит в далекое прошлое. Около 600 лет назад здесь возникло село Всехсвятское ≈ одно из древнейших в Подмосковье. В XVII веке оно стало вотчиной родственника царя, окольничего Ивана Милославского ≈ участника стрелецкого заговора против Петра I. Им и была построена в 1683 году церковь, давшая имя прежнему селу, древний историко-архитектурный памятник.

Этот край города связан с историей освободительной борьбы русского народа. Возле села летом 1608 года стояли русские войска во главе с М. В. Скопиным-Шуйским, изгнавшие из Подмосковья ставленника польских шляхтичей-интервентов Лжедимитрия, прозванного ╚Тушинским вором╩. В январе 1722 года здесь же торжественно отмечалась победа России в Северной войне.

 

В конце прошлого столетия рабочие Всехсвятского собирались здесь на нелегальные маевки, а в 1905 году и 1917-м готовились к вооруженному восстанию. В селе была организована тайная типография. В дни Октября проходили многолюдные митинги, работал местный военно-революционный комитет.

Давно уже нет села Всехсвятского, но хранится в памяти москвичей великий ратный подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны. Отсюда 7 ноября 1941 года к линии фронта уходили воины, участвовавшие в параде на Красной площади, здесь грохотали танки, тягачи везли орудия на оборонительные рубежи столицы. Стало им и Всехсвятское, где были возведены баррикады, проволочные заграждения и противотанковые   надолбы.   Названия   Ленинградского и Волоколамского шоссе часто звучали в хронике войны. Они не раз упоминались в сводках Совинформ-бюро. Вот почему сооруженный за развилкой взамен деревянного, времен войны, мост, украшенный скульптурами воинов, называется мостом Победы. Немало улиц поблизости носит имена героев   Великой  Отечественной   войны.

Неузнаваемо изменился этот район за годы Советской власти. Территория, прилегающая к развилке, в основном застраивалась в послевоенные годы, а близлежащие улицы ≈ значительно раньше, по ним можно увидеть этапы реконструкции столицы.

Слева от развилки за многоэтажными зданиями стоят небольшие деревянные дома, утопающие летом в зелени. Это памятник советской архитектуры ≈ постройки первого кооперативного жилого поселка Сокол. (Он расположен между Волоколамским шоссе, улицами Алабяна и Панфилова, одна из которых названа именем известного советского архитектора, а другая ≈ героя Великой Отечественной войны, погибшего при защите Москвы на Волоколамском направлении.

Сокол был своеобразной экспериментальной лабораторией малоэтажного экономичного строительства. Дома здесь разнообразны по планировке и художественному образу: одни стилизованы под рубленые избы, другие построены в виде коттеджей.

 

Генеральный план поселка предусматривал строительство зданий культурно-бытового обслуживания. Поселок Сокол ≈ одно из памятных мест столицы, где жили и работали многие участники революции, красные партизаны, выдающиеся ученые и деятели искусств.

Расположенный вблизи от Ленинградского проспекта, район Песчаных улиц является одним из первых полигонов индустриального домостроения в Москве. Здесь всего за несколько лет сформировался крупный жилой массив с детскими садами и школами, поликлиниками и магазинами. Строительство велось по типовым проектам, разработанным коллективом архитекторов во главе с 3. Розенфельдом. Сюда приезжали учиться строители со всей страны.

В 1948≈1952 годах был застроен весь участок левой стороны Ленинградского проспекта, примыкающий к Песчаным   улицам.   В   начале   60-х   годов вступили в строй многоэтажные жилые корпуса и административное здание, торцы которых соединены лентой застекленных витрин магазинов и кафе. На ╚полуострове╩, образованном развилкой двух магистралей, в 1968 году было завершено строительство 27-этажного корпуса. В нем размещается Всесоюзный ордена Ленина проектно-изыскательский институт Гидропроект, носящий имя выдающегося советского гидростроителя С. Жука.

Гидропроект ≈ главный центр проектирования гидротехнических сооружений в нашей стране. Здесь разрабатывались проекты гигантских электростанций на Волге, Братской и Красноярской ГЭС, впервые воплотились в чертежах гидротехнические сооружения, построенные с помощью наших специалистов за рубежом.

Авторы проекта, архитекторы Г. Яковлев и Н. Джеванширова, главный конструктор В. Ханджи, консультировались с сотрудниками института, стремясь создать наилучшие условия работы. Вместе с тем архитекторы уделяли особое внимание разработке объемно-пространственной композиции здания, понимая, что оно уже по своему местоположению имеет большое градостроительное значение.

Всю ширину участка занимает стилобат, с которого устремляется ввысь легкая башня основной части. Чередование зеркального, прозрачного и декоративного черного закаленного стекла ≈ стемалита, гладкие стеновые панели заводского изготовления придают всему сооружению строгость и простоту. Фасад оживляют серебристые полосы металлических профилей, служащих также устройством для крепления люльки при наружной очистке остекления.

Вход в Гидропроект подчеркнут парадной лестницей и огромным выносным козырьком над ней, что соответствует крупному масштабу всего сооружения. В башенной части размещаются все проектные залы, вычислительный центр. Плоская кровля стилобатной части может использоваться как терраса. К ней примыкают два зимних сада. Имеется также световой дворик. Эти помещения предназначены для отдыха, занятий спортом.

Здание, достигающее почти 100-метровой высоты, хорошо видно издалека не только днем, но и в ночное время благодаря обилию стекла и внутренним подсветам. Сегодня оно является ориентиром  крупного  района  столицы.

Рядом с Гидропроектом предполагается соорудить высотный ансамбль Московского авиационного института, что придаст площади завершенность, а Ленинградскому шоссе высотный акцент в самом его начале.

Далее шоссе, минуя жилые кварталы, построенные в последнее время, выходит к берегу Химкинского водохранилища. Здесь расположена водная станция ╚Динамо╩. Первая очередь ее построена в 1938 году (архитекторы Г. Я. Мовчан и М. Н. Мейльман). К бассейнам для плавания с вышкой, с которой спортсмены прыгают в воду, спускается амфитеатр, рассчитанный на 5 тысяч зрителей. Возведены эллинги для яхт и лодок. На берегу сделаны благоустроенные пляжи. Все сооружения окружены живописным парком. Особенно примечателен по архитектуре находящийся поблизости Северный речной вокзал (дом ╧ 89) ≈ здание с запоминающимся силуэтом и элегантными формами. Оно похоже на огромный речной корабль, стоящий у причала. Сооружение вытянуто в длину, как корпус судна. Этажи с легкими открытыми галереями-колоннадами расположены ярусами и напоминают палубы. Башня с высоким шпилем из нержавеющей стали в средней части похожа на корабельную надстройку с мачтой, а закругленные окончания торцов выглядят как нос и корма теплохода. Дополняет это впечатление расположение здания у самого берега Химкинского водохранилища. Шпиль здания-теплохода завершается звездой, которая ранее украшала одну из башен Кремля до замены ее рубиновой.

Речной вокзал в Химках был построен в 1937 году по проекту архитектора А. Рухлядева и недавно реконструирован. Сочетание естественного камня, металла, железобетона, декоративной цветной керамики, скульптуры ≈ все это придает выразительность зданию, вошедшему в комплекс сооружений канала имени Москвы.

Канал связал Москву водной трассой с пятью морями. Но он не только часть великого судоходного пути. С помощью крупных водохранилищ канал обеспечивает столицу водой, а в качестве великолепного инженерного сооружения вошел и в историю советской архитектуры.

Последний отрезок Ленинградского шоссе в черте города до пересечения с    Московской кольцевой автодорогой дает возможность ознакомиться с крупным жилым массивом Химки ≈ Ховрино. В последние годы здесь сформировался выразительный архитектурный ансамбль. Удивительные по красоте ландшафты с широкими водными просторами и богатством зелени придают ему особое очарование. Во многих направлениях видны группы многоэтажных домов, которые служат высотными акцентами застройки, обогащая ее силуэт. Между сосен раскинулся квартал домов-башен с поэтическим названием ╚Лебедь╩ (архитектор А. Меерсон). Светлые постройки с горизонталями широких лоджий, стоящие на открытых просторах, омываемые воздухом и светом, действительно ассоциируются со стаей плывущих лебедей. Особенно хорошо с шоссе виден квартал ╧ 15, который расположен на возвышенности, примыкающей к зеленому массиву парка Дружбы. Заложенный во время Всемирного фестиваля молодежи в 1957 году посланцами многих стран, он в последнее время украшается скульптурами, которые поступили в дар Москве от столиц других государств. В парке Дружбы в 1976 году установлен монумент советско-венгерской дружбы ≈ подарок Будапешта, а в 1981 году в дни Мадрида в Москве здесь торжественно открыт памятник Сервантесу ≈ ответный дар испанской столицы, где перед тем был установлен памятник А. С. Пушкину, присланный из Москвы. Памятник великому творцу ╚Дон-Кихота╩ ≈ копия мадридского оригинала работы скульптора А. Сола.

Многоэтажные жилые здания с удобными лоджиями и балконами контрастируют с низкими отдельно стоящими сооружениями из красного кирпича, в которых размещаются детские сады, магазины, кафе, другие учреждения сервиса. Группы домов раскрываются на уютные зеленые аллеи-бульвары с яркими цветниками, располагающими к отдыху живописными уголками. Много здесь спортивных и детских площадок.

В гущу жилой застройки вкраплены общественные здания. На берегу Химкинского водохранилища в окружении тенистых деревьев воздвигнут комплекс пансионата для престарелых. Украшением района служат оригинальной формы здание заочного института советской торговли, построенное на контрасте объемов и цвета высокого черного стеклянного куба и распластанного светлого параллелепипеда, а также комплекс Всесоюзного центра научно-технической информации. Пик многозубчатого силуэта Химки ≈ Ховрино образует многоэтажная башня Государственной публичной научно-технической библиотеки СССР ≈ второго по численности книжного собрания Москвы. Она поднимается на 75 метров.

Район богат спортивными сооружениями. Недавно на улице Дыбенко построена конноспортивная база ЦСКА, а на улице Лавочкина в 1980 году открылся Дворец спорта ╚Динамо╩, где в дни  Олимпиады-80  состязались  гандболисты (архитекторы И. Михалев, В. Милашевский, Е. Розанов, Е. Чивиков).

Новаторское конструктивное решение помогло создать выразительный, исполненный динамики, оригинальный архитектурный образ. Силуэт этого шестигранника напоминает поднятые в полете крылья. Он окружен террасами с широкими лестницами-сходами. Под крышей ≈ стальным ╚гамаком╩ на висячих фермах, помимо демонстрационной арены с трибунами на 5 тысяч мест, разместились тренировочные залы и другие помещения. В Химки ≈ Ховрине, где широко представлены достопримечательности современной архитектуры, мы и завершаем маршрут, начатый на главной улице столицы.

 

 

 

 

    c Copyright 2002-2008   
Контакты: (499) 7271005
e-mail: kuntzevo@kuntzevo-2.ru